ПРОГРАММА
СЕТЕВОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕМП»
(ТЕХНОЛОГИЯ ЕДИНОЙ МОБИЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ)
ТЕМА ЭКСПЕРИМЕНТА: Воспитание качеств грамотного
потребителя и организатора услуг рыночной экономики.
ИСПОЛНИТЕЛИ ЭКСПЕРИМЕНТА:
Педагогические коллективы МОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е. Бессонова», МДОУ «Сардаана»,
МДОУ «Чуораанчык», МДОУ «Ньургуhун» с.Тойбохой, МОУ «Арылахская СОШ им. Л.А.
Попова» с. Усун – Кюель, МДОУ №1 «Туллукчаан» с.Сунтар, МОУ «Вилючанский
технический лицей» с. Вилючан, МОУ «Куокунинская СОШ» с. Кокуну Сунтарского
улуса; МДОУ «Толко» с. Харбалах, МОУ «Намская СОШ» с. Нам, МОУ «Харбалахская
СОШ» с. Харбалах, МОУ «Балаганнахская НСОШ» Верхневилюйского улуса.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Кондратьев Петр Петрович,
к.п.н., зав. кафедрой проектирования и продуктивного образования ИПК РО МО РС
(Я) им. С.Н. Донского II.
НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ: Попов А.А. – д.э.н., академик МАН и РАСН, профессор ЯГУ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
· С переходом российского государства к экономике рыночного типа
общеобразовательная школа встала перед необходимостью радикального обновления
содержания образования. На данном этапе ее развития возникла необходимость
создания современной системы воспитания, которая обеспечила бы для выпускников
школ безболезненное вхождение в цивилизованный рынок.
· Выпускник, готовящийся к самостоятельной жизни, независимо от избираемой
области профессиональной деятельности должен ознакомиться с огромным
разнообразием социальных, экономических и политических тенденций общественного и
мирового развития. Выпускнику просто необходимо морально, психологически и
практически быть готовым к жизни в условиях рыночной экономики; ему необходимо
помочь осознать, что личный успех зависит от его профессиональной и
экономической грамотности, трудолюбия, инициативы, предприимчивости и
творчества. Об этом подробно изложено в докладе министра образования РС(Я)
Е.И.Михайловой на январском совещании работников образования. В связи с
вышеизложенным образовательная система призвана решить важную задачу обеспечения
воспитания социально – востребованных качеств личности (трудолюбие,
инициативность, самостоятельность, предприимчивость, творчество), формировать
нравственно – ценностные мотивы экономической деятельности (мотивы социальной
ответственности, творческого сотрудничества в процессе социально – значимой
деятельности, достижения прочного социально –профессионального статуса,
материального благополучия).
· На диагностическом этапе эксперимента мы изучили занятость населения с.
Тойбохой Сунтарского улуса, где проживает 1700 человек. Из них, по официальным
данным, 259 человек в возрасте до 30 лет не трудоустроены в силу неготовности
жить в рыночном социуме, что составляет 32% от численности населения. И такая
незанятость населения имеет тенденцию роста. В докладе МО РС(Я) были приведены
следующие факты о безработице в республике: 6,1 тыс. официально
зарегистрированных безработных при нехватке во многих предприятиях рабочей силы
в республике.
· Мы провели социологический опрос среди родителей школы.. Из 163 опрошенных 83%
родителей изъявили желание, чтобы в школе их ребенку были привиты такие
качества, как трудолюбие, творчество, коммуникативность, предприимчивость,
принятие экономических решений и т.п.
· Мы изучили сформированность социально востребованных экономических качеств
личности у учащихся Тойбохойской средней школы и сделали вывод о том, что чем
меньше класс сформированность этих качеств личности ниже, чем больше класс –
выше. У 25% учащихся 3 ступени школы более-менее сформированы эти качества. Т.о.
мы имеем исходные данные сформированности качеств личности.
· В 2001 году мы вышли на тему: Воспитание качеств грамотного потребителя и
организатора услуг рыночной экономики.
· Имеется временный стандарт экономического образования в образовательном
учреждении МО РФ, но в нашей республике по теме данного эксперимента еще никто
не начал работу.
5) ОБЬЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТА:
Учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования: Педагогические
коллективы МОУ «Тойбохойская СОШ им. Г.Е. Бессонова», МДОУ «Сардаана», МДОУ «Чуораанчык»,
МДОУ «Ньургуhун» с.Тойбохой, МОУ «Арылахская СОШ им. Л.А. Попова» с. Усун –
Кюель, МДОУ №1 «Туллукчаан» с.Сунтар, МОУ «Вилючанский технический лицей» с.
Вилючан, МОУ «Куокунинская СОШ» с. Кокуну Сунтарского улуса; МДОУ «Толко» с.
Харбалах, МОУ «Намская СОШ» с. Нам, МОУ «Харбалахская СОШ» с. Харбалах, МОУ «Балаганнахская
НСОШ» Верхневилюйского улуса.
6) ПРЕДМЕТ ЭКСПЕРИМЕНТА:
Процесс формирования у воспитанников образовательных учреждений
объединения «Темп» качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной
экономики.
7) ЦЕЛИ ЭКСПЕРИМЕНТА:
Создание интеграции образовательных учреждений по обеспечению
преемственности в воспитании качеств грамотного потребителя и организатора услуг
рыночной экономики.
8) ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА:
Разработать и апробировать учебно-воспитательную программу объединения
«Темп», раскрывающую содержание приобщения дошкольников и школьников к рыночной
экономике, начиная с семьи, кончая средней школой.
Воспитать качества грамотного потребителя и организатора услуг рыночной
экономики путем практического и теоретического освоения учебных программ
предметов в МДОУ и школе, дополненных экономическим содержанием..
Развивать способности учащихся к предпринимательской деятельности.
Разработать научно - методические рекомендации по экономическому воспитанию и
обучению дошкольников и школьников для МДОУ и МОУ Вилюйского учебного округа и
республики.
9) ГИПОТЕЗА: Развитие социальных компетенций
выпускников будет успешным:
если семья, МДОУ, школа создадут для дошкольников и школьников организационные,
психолого-педагогические условия для освоения программы воспитания качеств
грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики, то они будут
готовы к профессиональному самоопределению, поступлению в ССУЗ-ы, ВУЗ-ы, учиться
адаптироваться к рынку труда, к безболезненному вхождению в цивилизованный
рынок, к ведению экономически грамотной семейной жизни;
если обеспечим жизнедеятельность малокомплектных школ в условиях перехода
муниципальных образований к хозяйственному самоуправлению.
10) КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Повышение социальной компетентности выпускников, их готовности к
продолжению образования ВУЗах и ССУЗах, к ведению экономически грамотной
семейной жизни, предпринимательской деятельности, трудоустройству в условиях
села. .
Готовность жить в условиях цивилизованного рынка.
Сформированность у детей таких качеств личности, как коммуникативность,
трудолюбие, дисциплинированность, деловитость, пунктуальность, неразрывность
слова и дела, хозяйственность, чувство хозяина и т. д.
Исследовательская деятельность педагогов, составление учебных программ, сборника
задач по предмету «Математика в экономике», публикации в СМИ, методические
доклады на педагогических чтениях.
11) МЕТОДЫ И КОНКРЕТНЫЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Эмпирические (чтение литературы по теме эксперимента, нормативных и
инструктивно-методических документов, анализ результатов социологических
исследований, содержания и ведения школьных документов, педагогические
наблюдения за учебно – воспитательным процессом, изучение и обобщение передового
педагогического опыта, анкетирование.).
Комбинаторные ( интеграция воспитательных возможностей семьи, МДОУ, школы,
общественных организаций, ВУЗов и ССУЗов и выход на микросоциумное воспитание;
форм профессиональной ориентации по формуле: семья – МДОУ – школа – ВУЗ, ССУЗ,
трудоустройство.)
Радикальные (создание школьного банка, школьного предпринимательства)
12) СРОКИ ЭКСПЕРИМЕНТА: 14 лет –
01.09.02-01.09.2016.
Этапы ОЭР:
Экспериментальная работа в объединении проводится в 6 этапах:
1 этап- Диагностический. Анализ состояния учебно – воспитательного процесса.
Выявление и формулировка противоречий. Выявление проблемы эксперимента и
обоснование ее актуальности. Привлечение научного руководителя. 2001-2002гг
2 этап- Прогностический. Установление деловых связей с МДОУ и МОУ Сунтарского и
Верхневилюйского улусов. Заключение договора о сотрудничестве. Постановка цели и
задач эксперимента. Разработка экспериментальной программы объединения «ТЕМП» и
экспертиза программы. 2002-2003 гг.